Структура научных революций

Структура научных революций
        «СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» («The Structure of Scientific Revolutions») — книга амер. историка науки Т. Куна, вышедшая в 1962 г. и сразу ставшая предметом оживленных дискуссий между философами, историками, социологами науки. Идеи, выдвинутые Куном, стимулировали в последующие десятилетия многочисленные исследования науки, прежде всего социологического направления. Это связано, во-первых, с новой интерпретацией Куном революций в истории науки, и, во-вторых, с той большой ролью, которая им отводится научному сообществу.
        Революция у Куна рассматривается как определяющая последующее эволюционное развитие нормальной науки. Чтобы понять эволюцию, надо вывести ее из предыдущей революции, которая формирует новый способ решения научных проблем. Но если на передний план выдвигается производство нового, это неизбежно фокусирует внимание на его создателе, на субъекте. Субъект в концепции Куна фигурирует, прежде всего, как научное сообщество, которое играет решающую роль в процедуре утверждения новой парадигмы, в ее конкурентной борьбе со старой. При этом Кун утверждает, что внутренние мотивы, которые вынуждают ученого сделать выбор в пользу новой теории, «проистекают не из логической структуры научного знания» (Кун Т. Структура научных революций. М., 1977. С. 131). Для ученых, конечно, являются убедительными аргументы, касающиеся возможностей конкурирующих теорий в решении научных проблем. Но эти аргументы, по мнению Куна, не являются для ученого неотразимыми, — имеются и др., которые «апеллируют к индивидуальному ощущению удобства, к эстетическому чувству. Считается, что новая теория должна быть "более ясной", "более удобной" или "более простой", чем старая» (С. 204). Эти в значительной степени субъективные, оценки могут иногда оказаться решающими — полагает Кун.
        Смена парадигм-теорий и есть научная революция, в ходе которой происходит обновление профессиональных предписаний в научном сообществе и сдвиг в проблемах, подлежащих исследованию. Научные революции, связанные с именами Н. Коперника, И. Ньютона, А. Лавуазье, А. Эйнштейна, настолько преобразовывали исследовательскую деятельность, что, в конечном счете, можно говорить о трансформации мира, в котором эта деятельность осуществляется. Выбор в ходе революции между конкурирующими парадигмами оказывается выбором между несовместимыми моделями жизни сообщества. Новая традиция нормальной науки «не только несовместима, но часто фактически и несоизмерима с традицией, существовавшей до нее» (С. 142). Революция нарушает непрерывное развитие научного знания, оно уже не кумулятивно и не поступательно.
        В 60-е гг. и сам Кун, и участники дискуссии по поводу его книги подчеркивали невыводимость нового знания из старого. При этом, однако, не учитывалась заложенная в концепции Куна невозможность и обратного действия — логического разрушения старой парадигмы, — хотя он и использует слово «разрушение», когда говорит о смене парадигм. В последующие десятилетия понятие революции постепенно исчезает из работ историков, философов, социологов науки. Возникновение нового знания рассматривается не как получение результата, вписывающегося в непрерывный ряд развития, а как процесс, выпадающий, вместе со своим результатом, из этого ряда. В исследованиях «case-studies» этот процесс сосуществует с социальными, моральными, экономическими и т.п. обстоятельствами, образующими целостное событие. В отличие от представителей школы Р. Мертона, социологи нового поколения включают в сферу своих интересов философскую проблематику, постепенно поглощают ее и лишают какой-либо специфики. Члены научного сообщества у Куна, при всем том большом значении, которое для них имеют социальные, психологические и др. нелогические характеристики, объединены, прежде всего, своим отношением к парадигме, т.е. к теории, признанной в качестве образца решения научных проблем. Дальнейшее развитие истории и социологии науки сместило исследования в контекст жизни лаборатории, где получение истинного, объективного знания, по мнению антропологов, вообще перестает быть целью деятельности ученого.
        В отечественных и зарубежных публикациях «С. н. р.» вызвала альтернативные оценки — как положительные, так и негативные. Куну высказывались упреки в психологизме и социологизации развития науки, в нарушении преемственности развития знания, в иррационализме и во многом др.
        Л.А. Маркова
        Лит.: Огурцов А.П. Т. Кун между этнографией и просопографией // Философия науки. Ежегодник. М., 2004; Fuller S. Kuhn vs Popper. Revolutions in Science. Cambridge, 2003.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Структура научных революций" в других словарях:

  • СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ — ’СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ’ (‘The Structure of Scientific Revolutions’, 1962) основная работа Куна, ставшая значительной вехой в оформлении постпозитивистской философии науки. ‘С.Н.Р.’ впервые была опубликована Чикагским университетом (США),… …   История Философии: Энциклопедия

  • СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ — книга амер. философа и историка науки Т. Куна, опубликованная в 1962 и оказавшая глубокое влияние на философию науки втор. пол. 20 в. До кон. 1950 х гг. в философии науки господствовало представление о науке и ее развитии, выработанное логическим …   Философская энциклопедия

  • Структура научных революций — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • СТРУКТУРА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ — ( The Structure of Scientific Revolutions , 1962) основная работа Куна, ставшая значительной вехой в оформлении постпозитивистской философии науки. С.Н.Р. впервые была опубликована Чикагским университетом (США), там же в 1970 вышло ее второе,… …   История Философии: Энциклопедия

  • Т.Кун. Структура научных революций — кратко Американский философ и историк науки Томас Кун в 1922 г Родился в Цинциннати. Получил образование в Гарварде и работал некоторое время в радиоисследовательской лаборатории. Но его привлекала научная работа, в 1961 г. он стал профессором… …   Малый тезаурус мировой философии

  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — ’ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ’ (Москва, 2000) работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960 1990 х. Развитие концепции было начато… …   История Философии: Энциклопедия

  • ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ. СТРУКТУРА, ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ — работа Степина, в которой представлена оригинальная концепция структуры и генезиса теоретического знания, разработанная автором в 1960 1990 х. Развитие концепции было начато Степиным в период перехода отечественной философии науки от обсуждения… …   История Философии: Энциклопедия

  • Кун Томас — Структура научных революций Парадигмы, наука «нормальная» и «аномальная»     Вместе с Лакатосом, Фейерабендом и Лауцаном Томас Кун входит в плеяду известных эпистемологов постпопперианцев, разрабатывавших концепцию истории науки. В известной… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Парадигма — (Paradigm) Определение парадигмы, история возникновения парадигмы Информация об определении парадигмы, история возникновения парадигмы Содержание Содержание История возникновения Частные случаи (лингвистика) Управленческая парадигма Парадигма… …   Энциклопедия инвестора

  • Сдвиг парадигм — Смена парадигм (англ. paradigm shift) термин, впервые введённый историком науки Томасом Куном в книге «Структура научных революций» (1962) для описания изменения базовых посылок в рамках ведущей теории науки (парадигмы). Впоследствии термин стал… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Структура научных революций» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»